ЧТО ТАКОЕ ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОДХОД?
Автор: руководитель Un Dos Tres Марина Николаева (из курса для преподавателей)
Кроме коммуникативного, мы используем лексический подход на наших курсах английского, испанского, корейского и других языков. Эти подходы взаимодополняют друг друга. Коммуникативный больше характеризует стиль занятий в общем, а лексический - ту призму, через которую мы пропускаем язык. Как и в случае с коммуникативным подходом, когда выясняется, что значение слова “коммуникативный” не так узко, как кажется на первый взгляд, термин “лексический подход” обладает многозначностью. Это не значит, что мы работаем только с лексикой, заметая грамматику под пестрый лексический ковер. Так думают люди, не знакомые с лексическим подходом. Напротив, грамматики в лексическом подходе предостаточно. Удивились?
Я потратила год, чтобы просто понять, что это такое, посещая уроки авторов учебных материалов по лексическому подходу, Hugh Dellar, Andrew Walkley и Leo Selivan, читая книги создателя лексического подхода Michael Hoey, и прошла курс по нейролингвистике СПбГУ. Затем я начала работать по лексическому подоходу (ЛП) и в качестве ученика записалась в группу Andrew Walkley, автора Outcomes, учебника, по которому мы работаем, где были одни преподаватели английского, чтобы на своей шкуре почувствовать этот подход. Могу сказать, что эффективность занятий с применением ЛП действительно выше, я замечала это и на себе, и на своих студентах. А теперь рассмотрим лексический подход внимательнее.
Коммуникативная методика, как вы уже знаете, родилась в 1970-1980-х гг. Как правило, современные УМК на основе коммуникативной методики построены так: грамматическая тема, к которой подвязаны все аспекты - чтение, аудирование, говорение и так далее. Так устроены Speakout, Face2Face и прочие учебники
Что такое лексический подход?
Лексический подход родился в 1990-2000-х годах, когда стал возможен компьютерный анализ Big Data, или больших массивов информации, позволивший определить частотность слов и выявить много закономерностей. Соединение нейролингвистики и анализа Big Data и породило лексический подход. Его основатель, британский ученый (это не ирония) Michael Hoey выяснил, что люди запоминают (и вспоминают) слова быстрее, если они они идут в связке с другими словами (collocation) или грамматическими структурами (colligation). Так, например, если студент встретил словосочетание SCARLET ONION (фиолетовый лук), то затем, если ему показать слово SCARLET, он быстрее вспомнит/распознает слово ONION среди прочих слов. Ученый проанализировал большой массив данных и обнаружил, что определенные слова встречаются в определенных сочетаниях (лексических и грамматических) чаще, чем другие. Так, глагол found чаще всего встречается в пассивном залоге - например, The company was founded in 1957, а глагол to mind - в вопросах и отрицаниях - Do you mind if I? - I don’t mind.
Согласно Michael Hoey, вся наша речь состоит из chunks и collocations - именно так и стоит воспринимать речь, не делая ее из нее набор лексики и отдельно грамматики. Иными словами, язык - это не искусственно разделенная лексика из отдельных слов и грамматика из однострочных упражнений, увенчивающаяся диалогом по теме, это - единый неделимый организм, где лексика и грамматика тесно переплетены. А вместо одного большого диалога есть много маленьких. И большие, конечно, тоже есть.
Что такое chunks и collocations?
Сhunks, назовем их чанки - это группа слов, которые обычно встречаются вместе. Например, as a matter of fact, see you later, at all costs, if I were you, what are you gonna do? Collocations, или коллокации, - это разновидность чанков, обычно состоящая из двух слов: pursue a career, ridiculously expensive, examine carefully etc.
Мы учим себя и затем студентов обращать внимание именно на chunks и collocations, а не на отдельные слова, так как беглость речи и естественность дают именно готовые словосочетания, а не собираемые заново слова. Так, для вопроса на уровне elementary Have you ever been to London? необязательно дойти до 6 урока, где разбирается Present Perfect, чтобы задать этот вопрос. Грамматику можно изучать и тренировать так же, как и лексику. Например, Have you …. (видел) my keys?, где ученик вставляет “seen”, глагол работает так же, как если бы это было существительное. Этот подход не исключает объяснения грамматических правил, но делает акцент на предоставлении большого количества жизненных примеров и обращении внимания на то, как грамматика работает в конкретных случаях.
Лексический подход и нейролингвистика
Так как лексический подход основан не только на механике анализа Big Data, но и на нейролингвистических принципах, на них мы и остановимся подробнее.
В 2016 году калифорнийские нейролингвисты создали атлас, который показывает, как слова и их значения представлены в различных областях головного мозга. Для этого они c помощью МРТ записывали активность мозга испытуемых, которые в течение нескольких часов слушали истории из американского радиошоу The Moth Radio Hour. И вот что они выяснили.
Есть области, каждую из которых активируют слова из определенной категории – на картинках эти области обозначены разными цветами. Как вы видите на картинке, зеленую область активируют слова визуального восприятия – «цветной, блестящий, полоски», красную – слова из социальной сферы - «муж, жена, поженились, жил, беременна». На левой стороне мозга, над ухом, есть область, которая воспринимает слово «жертва». Эта же область реагирует на слова «убил, обвинен, признался».
Каждое слово относится к нескольким областям одновременно, потому что обычно слово имеет несколько значений. Так, слово «top» одновременно активируется в областях, одна из которых отвечает за одежду, вторая - за цифры и измерения, а третья – здания и места.
Важно обращать внимание, как слово употребляется в разных значениях, мотивировать студентов выписывать выражения и предложения с ними. Каждый раз, когда они встречают старое слово в новом значении, нужно его записать и запомнить. Такие выражения помогут им намного больше, чем одно совершенно новое, красивое, но записанное без контекста слово.
Лексический подход фокусируется на многозначности слов и работает с семантическими сетями, то есть обучает естественно для мозга, а, значит, эффективно. В Outcomes, учебнике Hugh Dellar и Andrew Walkley, например, очень много таких заданий.
О лексическом подходе можно говорить часами. И многое мне еще только предстоить исследовать, так как я хочу глубже изучить работу мозга и применять эти знания для того, чтобы обучать еще эффективнее. Но само применение принципов лексического подхода - это большой шаг вперед по сравнению с просто коммуникативным. Приходите к нам на курсы английского, испанского, итальянского, корейского, китайского и турецкого в Воронеже, чтобы на себе почувствовать все преимущества использования самого современного подхода.